Соломон Воложин
Легавый
Начну издалека. И нудно.
Все помнят, наверно, рисунок из учебника физики,
где по два луча от верха и низа ёлки (или стрелки), преломившись в хрусталике,
сходятся на чувствительной к свету сетчатке глаза, перевернув ёлку (или
стрелку) вниз головой. И может, помнятся слова, что ребенок потому
сперва всё видит перевернутым, а позже привыкает и мысленно переворачивает
картинку. И создается впечатление, что от каждой чувствительной клеточки
сетчатки в мозг идет свой нерв, ну и так далее. И мало кто знает, что всё не
так на самом деле. Что чувствующие свет и цвет палочки и колбочки это не
окончания нервных волокон, что подходящие к ним нервные волокна друг с другом
произвольно соединены, что в мозг отправляется хаос импульсов, а не как бы
изображение-импульсы. Что ребенок ежесекундно эти хаосы запоминает (как бы
номерами помечая их) и со временем под хаосом номер таким-то подразумевает
маму, а под хаосом номер другим – папу. И так далее. Миллиарды миллиардов
операций! А мы и в ус не дуем.
В этом году нобелевскую премию дали кому-то за
объяснение, как мы обоняем…
Мы живем в фантастически сложном мире,
совершенно об этом не зная.
А кое-что признаем-таки сложнятиной. Например,
эстетику. И верим, что кто-то что-то там открыл. Например, я поверил, что
Выготский открыл психологический механизм переживания художественности:
катарсис от столкновения противочувствий. Что противочувствия возбуждаются
противоречивыми элементами произведений. Что без противоречивых элементов нет
художественного творения.
Поверил и молочу этой дубиной тех, кто пишет
непротиворечиво.
Молочу и боюсь: а что как завтра откроют, что
Выготский не прав.
И вот натыкаюсь на днях на такие слова:
«У нас до сих пор многие, особенно психологи,
готовы просто памятники воздвигать этой культурно-исторической теории
Выготского. Забираться потом на эти памятники, завязывать глаза и произносить
цитаты с этих монументов как заклинания. На мой взгляд, это безнадежно
устаревшие теории – первое. Второе – слишком абстрактные теории. В этом главный
их недостаток в действительности. А что удивляться, у Выготского, как известно,
не было даже психологического образования. Он был скорее философом по духу,
безусловно гениальным человеком. Философом, причем, марксистом, что само по
себе не страшно, и очень хорошо. Но к психологии марксизм применим, на мой
взгляд, лишь ограниченно» (Васильев В.В.).
Речь, правда, о происхождении речевого мышления,
о том, что открыта универсальная для всех языков грамматика, по-видимому,
генами молекул ДНК передающаяся, а совсем не генами культуры, социальности.
>Все так. Но. Вдруг завтра откроют
более тонкий механизм катарсиса…
---
Я, правда, никакого ни катарсиса, ни сочувствия,
ни противочувствия не пережил, читая рассказ «Или я» Владимира Савича.
Но, может, я не чуткий.
В материале, откуда я только что цитировал,
написано: «Все мы знаем, что русский язык – это язык бытийный, а не язык
обладания… У наших детей есть головы, а у немцев они их имеют… Я могу сказать:
«давай дойдем до угла и там простоим до обеда», потому что в русском языке
заметна склонность фиксировать межпредметные отношения, а не межсобытийные. И
ещё. В русском языке есть какая-то особая страсть и предрасположенность… к
таким понятиям, как «правда», «судьба», «душа»».
Савич в своем рассказе показал себя вполне
русским. Фабула там такая. Илья в юности соблазнен был приятелем на грабеж
пьяных в день выдачи тем получки и раз, выручая подельника, ударил куском трубы
по голове девушку, удачно отбивавшуюся от подельника, приставшего к ней не
из-за денег. Та сошла с ума. Прибыв к новому месту работы, главврачом крупного
психо-наркологического диспансера, много лет спустя, Илья Владимирович
обнаружил тут ту девушку и от угрызений совести через полгода покончил с собой.
У меня есть еще один критерий в подходе к
произведениям. Я требую, - если они относятся к идеологическому, а не
прикладному искусству, - чтоб они будили сложные ассоциации, чтоб они были об
огромном, т.е. чтоб движимы были идеалом, не меньше. (Противоречивость может
быть и в чем-то прикладном, скажем, рассмешить призванном, в анекдоте,
например, от которого никто не хочет огромности, сложности и идеала.)
Так Савич, пожалуйста, именно на огромность и
претендует. Особенно, если предположить, что рассказ написан недавно, то есть
во времена, в-СМИ-немодные для проявлений совестливости. Он, можно сказать,
против достижительной морали, отсутствие которой в народной массе веками, как открыл
Ахиезер, не позволяет России слиться с Западом, с техногенной цивилизацией,
и заставляет оставаться цивилизацией переходной (переход – от цивилизаций
традиционных).
В самом деле. Перешел бы капитализм со стадии
первичного накопления, грабительской, в следующую стадию, если б, скажем,
пираты мучились совестью и кончали с собой?
Скажете, не всякий шел в пираты. А Илья пошел
просто потому, что был душой слабак и тряпка. Вон, и карьеры добивается на
каких-то долгих путях (жена жалуется). Да и кто мог ударить девушку сзади и
трубой?
«Проанализировав много видов, Лоренц более 50 лет назад сделал
потрясающий по простоте вывод: у сильного животного бывает сильная мораль, у
слабого – слабая… Она тем сильнее, чем сильнее от природы вооружено животное». Человеческое животное само по себе вооружено
слабо.
Но животное не способно на самоубийство.
Человек-тряпка – тоже.
Я не ратую за психологизм. Я сам считаю, что
отступление от психологии правомерно, если этого требует замысел.
Савич так и поступил. Он заставил своего героя
нарушить психологию.
Казалось бы, пожалуйста – и противоречивость
ввел автор.
Ан не то. Не действует.
Потому что не веришь ему? – И то, конечно, тоже.
У него ничто не убеждает.
(«Скорый поезд "Стрела Востока" вез
Илью Владимировича к новому месту работы.
– Ту-тух-ту-тух! Главврачом!
– Та-тах-та-тах! В крупный психо-наркологический
диспансер – выстукивали колеса».
Смотрите, как звукопись дается другим:
«…– это все мои владения, – рассказывал ветер, и
когда тебе надоест музыканить с поездом, то летим со мной, – со мной, со мной!
Валюське еще не надоело, а поезду надоело
отбивать две четверти, и он забарабанил триолями.
– Тараты-караты-куплю аппараты, и траты, и
браты, и грома раскаты, – слова подобрала Валюська, поезд согласился на
тараты-караты, и в знак согласия дал длинный свисток».
Это, правда, Огнев, романтик, то есть – если
одним словом и в моральном плане – эгоист, этический наследник флибустьеров,
пиратов, всех первично-капиталистических накопителей и, следовательно, антипод
Савичу. Однако Савич-то тут должен бы быть, хоть на минуту, в шкуре человека с
достижительной нравственностью. Тот же рад карьерному все же движению. И вот –
поезд движется. Савич, кажется, и хотел бы, чтоб его слова оказались
звукописью. «Г-лАв–вра-чОм» еще может походить на двухтактное «Ту-тух-ту-тух».
Но дальше – пшик.)
Однако мне хочется сказать, что из художника
масса противоречий источается. Он же движим вдохновением. А оно – неясное,
полуподсознательное. Неясность же естественно противоречиями выражается.
>Когда же их раз – и обчелся…
---
Есть такая практика у археологов: если найдены
произведения искусства поблизости от костей антропоидов, то это кости гомо
сапиенса. Есть такая идея, что человеком антропоид стал, обретя речевое
мышление. Есть еще идея: стал он им всего 40-30 тысяч лет назад. (Потому и не
встречаются произведения искусства, датируемые сроками раньше.) И возникло
искусство – для осуществления функции испытания сокровенного мироотношения.
Человека еще тянуло в животность. И животным он был очень слабым. А он уже
почти был царем мира. Чтоб себя, слабого, испытать, нужно было рисовать не
черепах, а страшных мамонтов. (Потому только большие животные и изображены
всегда в наскальной живописи тех лет.) Так если для речевого мышления нужно,
чтоб в коре головного мозга были так называемые центры речи… А ни у кого в
животном мире таких центров нет (хоть инструментальное мышление – отдельно - и
коммуникативная речь – отдельно - у иных животных есть)…То должны ж те центры
речи быть закодированными в генах ДНК? Или как-то еще материально… - Должны.
Так почему б и универсальной для всех языков грамматике (Хомского) не быть этак
закодированной?
Генетики определили недавно, что все
человечество произошло от популяции антропоидов, по численности, не превышающей
всего нескольких тысяч особей. Значит, у них был один язык. С грамматикой
Хомского?..
И если «Нет ни одной фразы Выготского, с
которой Хомский не согласился бы» (Васильев В.В.), если погружение ребенка
в социальность фактически происходит с первых минут жизни, если он с нею потому
и обычную грамматику осваивает раньше, чем ее поймет (Выготский. Психология
развития человека. М., 2004. С. 964-965), то и нечего списывать Выготского
со счетов. В… вопросе происхождения речевого мышления.
>А, заодно, и мне нечего так уж
смущаться применять его «Психологию искусства» с ее катарсисом от
противочувствий.
|